Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Ударная СОШ» Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия Алаевой Марии Михайловны

9 января 2020 г.

1. Введение

1.1 Тема опыта

 «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство формирования речевой компетенции »

 

1.2 Сведения об авторе

 

Алаева Мария Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ударная СОШ» Республики Мордовия. В 1991 году окончила  факультет русского языка и литературы МГПИ им. М.Е.Евсевьева  по специальности  «Русский и мордовский языки и литература народов СССР», получив квалификацию учителя русского языка и литературы и мордовских языков и литературы. Общий стаж работы –28 лет, в должности учителя русского языка –28. Стаж работы в МБОУ «Ударная СОШ»  - 21год.

 

1.3 Актуальность  опыта

 

Без стремления к новому

 нет жизни, нет развития, нет прогресса.

В.Г.Белинский

 

Актуальность  опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в Национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа». 

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьёзные цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Это предполагает необходимость всестороннего развития способностей ученика. Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы. Я считаю, что  метод проектов ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческой деятельности учащихся, знакомство с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.

        И в этом нет ничего удивительного. Ведь сегодня очень важно сформировать личность, способную адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, способную работать с обширнейшей информацией, которая стала доступной благодаря информационно-коммуникационным технологиям. И моя задача заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания. Поэтому сегодня неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность, являющаяся личностной  и практико-ориентированной.

 Новые образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на уроках русского языка и литературы, а также  и во внеурочное время, помогают мне в успешном решении данной задачи.

1.4 Основная идея.

      Жизненно важными умениями, которые должна сформировать школа, являются коммуникативные умения: владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, использование языка в различных сферах и ситуациях общения. «Цель изучения родного языка - не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь – вообще говоря, невозможна». [5]

       Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определённых педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эффективными технологиями, по моему мнению, в данном случае являются следующие: проектная деятельность, технология развивающего и личностно-ориентированного обучения. Именно эти проектные технологии наиболее сочетаемы с ИКТ, особенно востребованными в настоящее время в школьной практике.

 

 

 

1.5 Теоретическая база опыта

Теоретическая база моего опыта опирается на следующие принципы, с которыми я познакомилась, изучая труды  учёных-методистов как в зарубежной, так и в российской науке (Н.Видал, Р.Рибе, Д.Фрид-Бул, И.А.Зимняя, Т.А.Сахарова, Е.С.Полат), метод проектов признан ими как один  из наиболее эффективных учебных технологий для школы, так как в нём может быть реализовано сразу несколько современных подходов: личностно-ориентированный, коммуникативно-деятельностный и др.

Поэтому я выбрала, на мой взгляд, наиболее интересную и перспективную  методическую проблему «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство формирования речевой компетенции». И  в своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы и различные учебные пособия. 

ХХI век называют веком технологий, ибо ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий. Это особо относится к сфере образования. Современным образовательным технологиям должны быть присущи определённые характеристики:

- гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования;

- эффективность: технологии должны быть результативными, т.е. должны давать положительные результаты;

- наукоёмкость: технологии должны иметь серьёзное научное обоснование;

- универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

- интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять друг друга.

И все это я реализую  через содержание основного учебного материала, изучаемого школьниками по русскому языку и литературе.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие любви к родному языку, культуру речи,  осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для того чтобы прививать интерес к изучению русского языка и литературы, я применяю различные формы и методы обучения. 

         Разработаны поурочные планы-конспекты уроков,  внеурочных  занятий,  программ внеурочной деятельности для обучающихся,  большое количество дидактического материала, презентации,  планы-конспекты открытых уроков и  внеклассных  мероприятий, которые проводились на уровне  района и образовательного учреждения.         

        На заседании  районного методического объединения учителей русского языка и литературы выступала с   докладом «Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)», с  докладом "Система работы заместителей директоров ВР по организации внеклассной и внеурочной работы в рамках реализации ФГОС ООО" выступала на августовском заседании заместителей директоров УР и ВР, где затрагивала именно вопросы проектной деятельности школьников. На педагогическом Совете школы обсуждали мой доклад "Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя"

     Обязательным считаю применение здоровьесберегающих технологий: использование физкультминуток.

     Важным для современного учителя является и овладение компьютерными технологиями. Они обогащают арсенал методических средств обучения, представляют педагогу богатый наглядный материал, позволяют разнообразить уроки, делая их интересными. В своей работе постоянно использую ИКТ при подготовке к урокам, изготовлении дидактического материала.

     Инновационные технологии в моей практике дают мне возможность повысить уровень профессионализма, обеспечить благоприятные условия для успешного развития личности ученика, его нравственных качеств.

                Стараюсь постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство. Систематически прохожу  курсы повышения квалификации.

 

1.6  Новизна  опыта

 

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

 

2. Технология опыта.

Педагогическая технология – «это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В. М. Монахов)

Современные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии:

- гуманизация образования и личностно ориентированный подход;

- интеллектуальное развитие детей, их самостоятельности;

- доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

- внимание к индивидуальности человека, его личности;

- чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.

Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это даёт возможность учителю работать дифференцированно и индивидуально, а также экономит время. Всё это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использованию их в своей практике.

На своих уроках,  наряду с традиционными, я применяю современные образовательные технологии. Это позволяет мне успешно реализовывать принципы личностно ориентированного обучения, когда во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, когда субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Среди приоритетных технологий выделяю:

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология проблемно-поискового обучения;

 - тестовые технологии;

- проектная технология;

- технология  интеграции в образовании;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии  дифференцированного  обучения;

- технология использования игровых методов.

Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажёром знаний, презентаций результатов собственной деятельности.

Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:

- использование готовых программных продуктов;

- работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);

- работа с  Интернет-ресурсами;

- компьютерные тесты, предназначенные для контроля  уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к ГИА и ЕГЭ;

- медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический эпизод-анализ и т.п.);

- создание слайдов с текстовым изображением;

- компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;

- презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;

- презентации учебного материала, разработанного учениками для уроков;

- DVD/CD;

- электронные энциклопедии;

- самостоятельная работа учащихся (закрепление).

Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.

  Результаты использования ИКТ на уроке:

- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;

- применяется индивидуальный подход;

- повышается степень наглядности при изложении учебного

  материала;

- развивается творческий потенциал детей;

- появляются возможности для моделирования учебного

   процесса;

- снижается утомляемость учащихся;

- сокращается время на опрос.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем. Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность проводить уроки на новом современном уровне.

Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях,  систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления.

Я активно использует технологию проблемного обучения  на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности  и т.п.

Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно  решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.

Результаты использования данной технологии:

- совершенствуется умение учащихся обосновывать свою

  позицию;

- воспитывается уважение к чужой точке зрения;

- активизируется познавательная деятельность учащихся;

- увеличивается количество творческих  работ;

-учитель не даёт знания в готовом виде – дети открывают их сами.

Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала учащимися,  выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха, готовить к успешной сдаче аттестационного экзамена в форме ГИА, ЕГЭ.

На уроках я активно использую тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках русского языка и литературы, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.

На уроках я, в основном, использую три формы работы с тестами: коллективную, групповую, индивидуальную. В тестах  применяю разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом.

На уроках контроля применяю разноуровневые тестовые задания (элементы технологии уровневой дифференциации).

Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.

На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.

Мои ученики готовят индивидуальные и групповые проекты, принимают активное участие в муниципальном  Конкурсе защиты исследовательских проектов  и реферативных работ, занимают призовые места.

Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики,  коммуникативных способностей.

Я активно использую эту технологию. На уроках русского языка в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных  авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видеоэкскурсии.

Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся,  повышает  их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж  знаний за пределами материала учебника.

Одной из традиционных остаётся игровая технология. Данная технология обладает огромными возможностями. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развиваются внимание, стремление к знаниям.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение и предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Урок – основная форма организации учебной деятельности школьников, а потому считаю важным обратиться к основным требованиям к уроку с позиций здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии и их элементы применяю на уроках и во внеурочное время. Я всегда внимательно отношусь к состоянию здоровья учащихся на уроке, систематически организую физкультурные паузы, в качестве релаксации на уроке активно использует музыку, создаю благоприятный психологический климат на уроке. Используя технические средства обучения, обеспечиваю оптимальные нагрузки при определении объёма заданий. Осуществляю чередование видов деятельности, предупреждающее переутомления учащихся. Мною разработана гуманная система контроля  знаний и умений учащихся с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании: разноуровневые контрольные работы по русскому языку и литературе – по выбору учащихся, памятки-планы, памятки-алгоритмы, что исключает стрессовую для ученика ситуацию, и,  следовательно, не принесёт вреда  его физическому и психическому здоровью.

Наблюдения показывают, что грамотное использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. Во внимание также принимаются индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области. 

Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний, разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, и т.п. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал.

Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании необходимых условий для её успешного выполнения. Одно из главных условий – это доступность домашней работы. Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы. Материал учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника.

 

3.Результативность опыта

Какие плюсы я, как учитель-практик, отмечаю в практическом применении метода проектов? Я убедилась, что использование современных образовательных технологий  на уроках русского языка и литературы  даёт высокие результаты:

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний  в  системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

- формировать элементы информационной культуры;

- прививать навыки рациональной работы с компьютерными

  программами;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

- идти в ногу со временем.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Важными показателями результативности считаю, что мои выпускники успешно сдают ЕГЭ, поступают в вузы (например, мои 3 выпускника  2019года поступили в пединститут им. М.Е.Евсевьева) ) и другие специализированные учебные заведения.

Информационные  технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, её индивидуализации  и  дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение  современных  информационных  технологий  в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп  урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Для меня компьютер на уроке – это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно-коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном режиме.

Психологи отмечают, что  для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное  воздействие на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным.

Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы.

  Работая над проблемой «Проектная деятельность на уроках русского  языка  и  литературы  как  средство  формирования  ключевых компетенций обучающихся» в течение нескольких лет, мне удалось добиться позитивных результатов, которые отражаются, в первую очередь, во внеурочной деятельности учащихся. Мои ученики принимали участие:

  • в  Республиканской патриотической   конференции исследовательских работ МРПО "Поиск"  «Бессмертный полк» (2019 г.);
  • в муниципальном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ "Первые шаги в науку"(2015-2016гг.);
  • в конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся «Моя славная династия 2018г» в рамках празднования Дня ветерана уголовно-исполнительной системы;
  • в 5 открытом Республиканском литературном фестивале "Искусство слова 2018г." в секции "Художественное слово"(победители);
  • в  открытой Республиканской олимпиаде  «Искусство слова» (2018 г.) и др.

      Я считаю, метод проектов широко востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся. Внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика.

Свое описание  педагогического опыта я начала словами  В.Г. Белинского, который писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Своим опытом делюсь с коллегами своей школы и школ района, выступая на августовских секционных заседаниях районного методического объединения, на педагогических советах, родительских собраниях.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

 

4. Список литературы:

 

1. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.

2. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926

3. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. - 285с.

4. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности Дисс…докт. Психол. Наук. - К.: 1981

5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. -М.: АРКТИ,2003. - 110с.

6. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

7. Кобзарева Л.А. Развивающие образовательные технологии. Технология педагогических мастерских. Волгоград.2012.